Главная » Туристам » Экскурсии, туризм » Оленеводство в Приказымье

Оленеводство в Приказымье

 

(Разработана Шевелевой Мариной Михайловной, учителем истории обществознания МОСШИ с. Казым)

1 часть

Добрый день, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на экскурсию, посвященную оленеводству.

Оленеводство у северных народов относится к традиционным занятиям. Сначала человек охотился на оленей, затем стал использовать их в хозяйстве, в основном, в качестве транспортного средства. На территории Югры оленеводством занимались остяки, вогулы, самоеды, а в начале ХХ в. к ним присоединились коми-зыряне.  Нашу экскурсию условно мы разделили на три части.

Село Казым - место постоянного проживания людей, но часть семей проживает временно. Это оленеводческие семьи ханты, зырян. Они работают и проживают на кочевых стойбищах.

Сначала нам хотелось бы вкратце рассказать о хозяйствах, существовавших на нашей территории.  До Советской власти  в оленеводстве существовал тип частной собственности. В 20-е гг.  в стране началась коллективизация.  Стали создаваться хозяйства с  обобществлением оленей.

По решению Комитета Севера в 1930 г. в юртах Амнинских приступили к строительству культбазы. Оленье стадо на территории Приказымья составляло около 17 000 голов. В 1931 г. была организована артель  им. Скачко, в 1939 г. – переименована в артель им. Сталина. Затем был образован  Казымский колхоз.

Создание колхозов пока не разрушало общину.  Оленеводы не были оторваны от стад, поскольку и в колхозах они выпасали оленей, принадлежавшие их родам. Этот принцип учитывался  и при формировании бригад.

В 1959 г. на базе мелких хозяйств был образован колхоз «Правда» (центр с. Казым), в  1961 г.  колхоз был реорганизован в совхоз «Казымский»,   первым директором, которого был назначен Каксин Василий Иванович. Совхоз насчитывал 18487 голов оленей.

В марте 1964 г. директором совхоза «Казымский» стал Михаил Иванович Вокуев, который проработал более двадцати лет на этой должности, внес немалый вклад в развитие оленеводства. Михаил Иванович был награжден многими орденами и медалями, в том числе за развитие оленеводства – Орден «Знак Почета» и знак «Победитель Социалистического соревнования». По его воспоминаниям, обобществленное поголовье оленей было около 20000 оленей.  Мясо сдавали государству по  200-300 тонн. Все стадо было разделено на 13 оленеводческих бригад. В оленеводстве работало около 70 пастухов и учеников пастуха, а также около 60 чумработниц. Оленеводство являлось рентабельной отраслью.

С 1968 г. в Березовском районе начинается освоение нефтегазовых недр, повлекшее за собой строительство газовых трубопроводов и нефтяных вышек.  В 1969 году по территории Березовского района начинают тянуть ветки газопроводов с Ямала. Они проходят прямо по центру оленьих пастбищ… Стада кочуют дальше на северо-восток. Самое большое количество оленей в совхозе было в 1968 году – 23,5 тыс.

 В 2000 г. совхоз реорганизован в Унитарное предприятие «Оленеводческий совхоз «Казымский», с 2004 г. предприятие называется ОАО «Казымская оленеводческая компания», директор которой Шишкин А. Г.  с г.  

В структуре общего поголовья всегда занимало большую часть общественное стадо, в период 1930-1991 гг. его доля росла, в 1991-2007 гг. наметился рост доли частного стада, и сейчас оно уже составляет около 1/3 от общего поголовья оленей Приказымья. Соотношение количества  поголовья личного и общественного стада, численность поголовья  вы можете отследить по данным диаграммам.

Спад доли общественного стада, прежде всего, связан с низкой зарплатой и престижностью оленеводства. Частное стадо состоит, в основном, из небольших стад, что позволяет заниматься другой хозяйственной деятельностью кроме оленеводства, это обеспечило рост доли частников. Профессия оленевода стала традиционной для семей Тарлиных, Каневых, Айваседа, Поповых, Каксиных…

 

2 часть

Вторая часть нашей экскурсии  посвящена быту оленевода.

Образ жизни северян сказывается на всем: одежде, пище, и, конечно, и на жилище. На территории нашего музея есть чум, мы приглашаем вас туда. Чум – это особое жилье, нестационарное. Семья оленевода вынуждена переезжать с места на место (каслать, как говорят оленеводы), как только пастбище истощается, переезжают со стадом на другое место.  Как только оленевод приезжает, он сразу ставит чум Летом шесты, которые становятся основой этого жилища,  ставятся по кругу, покрываются брезентом, а зимой – сукном и оленьими шкурами. В чуме есть дверной проем, а вверху – своеобразное отверстие, выполняющее функцию «окна» (которое вечером закрывали)  и своеобразной вытяжки.

Установка остова чума была женской обязанностью. Поэтому при перекочевке шесты и доски для пола везут в женском оленьем аргише - обозе, в самом его конце. Вначале укладывают на землю по три доски пола - каждая хозяйка на своей половине. Между ними остается «нейтральная полоса» шириной около метра. По другую сторону от досок на каждой половине чума - спальные места. В изголовье кладут мешки с одеждой; летом там хранятся  зимние шубы из оленьих шкур. Чум не должно снести ветром, а для этого его привязывают растяжками к тяжелым груженым нартам, накладывают понизу камни. Внутри выросшего за час нового дома натягивают пологи.

Посередине чума ставилась подставка под печку, затем сама печь - зимой она еще и отапливала чум. Костер разводится уже внутри жилища. Сейчас стелют пол из досок, есть надочажное сооружение. Чум четко делится на две половины, и у каждой половины есть своя хозяйка. Раньше в чуме жили иногда даже по 4 семьи, сейчас по две или даже одна семья ставит для себя отдельный чум.  В  чуме всегда есть порядок, т.к. у каждого человека и каждой вещи есть определенное место, а живущие в нем поддерживают установленные веками предписания и этикет.

Возле очага находится крупная посуда - котлы, чайники, ведра с водой.  Участок в дальнем от входа конце считается священным. Раньше здесь хранили сундучок с домашними духами.

Справа от досок площадь, где днем сидят либо лежат, а ночью спят. На ней постоянно натянуты два полога, изолирующие каждую семью и защищающие от холода, комаров. Ночью они опущены, днем открыты и подвязаны к шестам чума. У самого входа лежат вещи хозяйки - сумки с рукоделием, шкуры для обработки, одежда и др. Часто вещи для рукоделия хранили в специальных сундучках – кудах. Далее к шесту могли привязать  колыбель для самого маленького ребенка. Место хозяина - дальше от входа. За мужчиной спят подросшие дети, а за ними помещаются, если есть, гости. Дальше всего от входа - полог неженатого.

У дальнего конца настила, т. е. в глубине чума -  низенький столик, рядом - сундучок с небольшим запасом повседневной пищи и посудой. В одиночку едят там, а при общей трапезе столик выдвигают на доски к очагу. Сидят за ним прямо на полу, сейчас можно встретить низенькие табуретки, стульчики. 

В чуме бригадира сразу у входа находился предмет, который очень необходим оленеводам для связи с внешним миром – это рация «Гроза», генератор которой вы видите. Такая связь  с внешним миром появилась примерно в 70-е гг. А до этого – ходили нарочные, сообщавшие нужные сведения. На связь обычно выходил сам бригадир или его жена. Выходили на связь три раза в оговоренное время, с 9 утра. Оленеводы передавали сведения о состоянии оленьего стада, делали заказы на продукты, медикаменты. Им же сообщали о рейсах вертолетов или др. распоряжениях. 

На территории музея вы увидите и другие постройки: избу, навесы, глинобитную печь,  амбар на ножках. Содержание животных требовало построек и для них. Были специальные сооружения  для оленей – корали.

Олень северянину жизненно необходим. Улитизация оленьих туш у них практически безотходна. Необработаные шкуры оленя - это подстилки на спальные места и нарты, а из обработанных - шьется одежда и утварь. Шкура, снятая целиком с головы олененка, идет на капюшон детской одежды, а со лба взрослого оленя - на подошвы обуви и сумки; уши - это напалечники для рукавиц. Из туловищной части шкуры выкраивается стан мужской и женской одежды. Из камусов - шкур с ног оленя или лося - шьют полотнища для подклейки лыж, а также обувь и рукавицы или же обтягивают шаманскую колотушку. Оленья «щетка» - кусочек шкуры с крепким ворсом на копыте - вшивается в подошву обуви. Обработанная оленья кожа (замша) служит для многих бытовых поделок и для обтягивания шаманского бубна. Здесь вы также можете видеть и инструменты для обработки шкур.

Шерсть оленя – использовалось как подтирочное средство для детей. Длинный подшейный волос используется для расшивания по коже. Из сухожилий изготовляются нити и струны для музыкальных инструментов. Олень - это целый набор пищевых продуктов, а жир, печень и содержимое желудка идут на обработку шкур. Рога и крупные кости - материал для топора и ножа, различных рукояток, наконечников стрел и хореев. Из них же делали ножевидные пластины для чистки рыбы, скребки для шкур, проколки и иглы, игольницы и крепилки для ниток, блоки к оленьим нартам и пряжки для упряжи и мужских поясов, чесалки для спины и ухочистки, пистонницы и пороховницы, губной музыкальный инструмент и многое другое.

 А  олень - имеет еще одну важую функцию - тягловой силы, транспортного средства. Он везет нарты по глубокому снегу и по летней тундре, переходит топкие болота и горные реки. Такому вездеходу не нужны ни дороги, ни фары - его глаза видят в темноте. Его «мотору» не нужно покупать горючее, и он не заглохнет в критическую минуту, не оставит хозяина замерзать в пургу.

Среди домашних оленей выделяется несколько основных категорий: племенной самец-хор, самка-важенка, кастрированный ездовой бык, яловая важенка и телята - новорожденный, годовалый и т. д. Размер стад был разным.  Летом для оленей устраивают дымокуры, чтобы защитить их от комаров и слепней. К осени оленей отпускали в лес, а затем по первому снегу разыскивали и приводили к зимним поселениям. Здесь они паслись неподалеку, а для отлова их загоняли в кораль. Ловят их при помощи аркана, который является  основным орудием оленевода. Им пользовались мужчины при отлове животных в стаде, гуляющем на свободе. Женщины подманивали хорошо прирученных животных пищей, определенными звукосочетаниями или по кличке.

Весной, при отеле, важенок отделяли от быков в отдельное стадо, а осенью, с началом года, они воссоединялись. Задача пастуха - не дать расколоться стаду или уйти из него отдельным особям. «Бегунам» надевали на ногу колодку или подвешивали к ошейнику тяжелую доску, длинную палку, рогульку. Необходимость оберегать оленей от волков также требует круглосуточного окарауливания. Помощником пастуха была специально обученная собака - оленегонная лайка.

Также, вашему вниманию представляем традиционные костюмы: мужской и женский.

 

 3 часть

Еще одна важная страница в истории оленеводства на территории Казыма – это праздник День оленевода. Округ с самого его становления славился  зимними видами спорта.

В Приказымье центром культурно-просветительской работы с 30-х г. стала Казымская культбаза.

Олимпиады тесно связаны с историей Казымской культбазы, открывшейся в 1931 г. «Казымская культбаза проводила слеты ударников и стаханцев охотничьего и рыболовного промыслов. Здесь чествовались лучший охотник 30-х г. Н.П. Волдин и лучшая охотница З. Пендахова. На культбазе проводились соревнования по национальным видам спорта. В 1936 г. состоялась первая олимипиада хантыйского национального искусства. В 1938 г. работники Казымской культбазы провели лыжный агитпробег Казым – Кислор - Казым». Возрождение национальных видов спорта началось в 40 гг., но с 60-х гг. начинается  становление национального спорта.     В 50-е г. в районе и в селе, как и по всей стране, спорт становится массовым. Проводятся летние и зимние спартакиады, кроссы, лыжные соревнования

Место проведения оленьих гонок – ул. Центральная, было изменено в конце прошлого века. Сейчас они проводятся на р. Амня. В первые годы проведения олимпиады участники добирались на оленях, позже из-за удаленности пастбищ оленей доставляли автотранспортом.

В 1997 г.  в селе состоялось  открытие спортзала «Казымец», занимаясь в котором юноши и девушки принимают участие в северном многоборье, включающее тройной национальный прыжок, бег с палкой, метание топора на дальность, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты. Некоторые из этих элементов многоборья включены в нашу программу сегодня.  Национальные виды спорта народов Севера возникли в ходе трудовой деятельности. Но  умения профессионально метать, прыгать, бегать  необходимы  оленеводу, охотнику, и будущему защитнику Родины.

В 1998 г. в 59-й олимпиаде в соревнованиях принимали участие 22 упряжки (в совхозе было 8 бригад). В числе победителей были: П.А. Попов, Н.С. Попов., И.В. Канев, Ф. Н. Захаров, Т.П. Филиппова. На 61-й  олимпиаде лидерами были: М. Молданов, А. Канев, И. Попов, Ф. Захаров, А. Филиппова, Д. Захаров. Финансирование праздника ранее лежало на совхозе, с недавних пор – на Администрации поселения, Администрация района. В 2001 г. среди лучших результатов были: результаты Захарова Ф.Н., Аликова К.Н, Молданова М.К., поднявшего флаг олимпиады, Поповых П.А. и И.С. У женщин первенствовала Аликова В.

63-я олимпиада совпала с 40-летним юбилеем совхоза «Казымский». Но в  празднике участвовало всего 8 упряжек, 15 оленеводов состязались в ловкости. Победители: Канев А.Н. (3 призовых места), Молданов М.К. (всего 5 призовых мест – 4 первых, одно второе), Логаны В. Безоговорочным лидером всех 5 видов 64-х гонок был Молданов М.К., среди женщин – Попова В.Н. Победителей ждали денежные призы. В последние годы оленеводы – частники стали показывать лучшие результаты. Абсолютных чемпионов на 65 олимпиаде (2004 г.) не было. Лучшие результаты были у оленеводов: И.С. Попова (4 призовых места), М.А. Канева (2 пр. места), С.П. Канева (два места), И.А. Попова (3 пр. места), С.В. Каневой.

В 2006 г. в оленьих гонках было много участниц женщин, победитель- Попова В.Н., самый молодой участник – Ерныхов К. занял 3-е место, первым среди подростков был А. Захаров. Среди многочисленных спонсоров этого праздника были  организации (ООО «Тюментрансгаз», салон «Абрикс» и др.) и частные лица (Т.В. Белова, Е.С. Лучко).

В 2007 г.  68-ю олимпиаду снимали не только российские телекомпании, но и американские, венгерские, германские. В этой олимпиаде половину всех призовых мест завоевала семья Поповых. И среди женщин первой и третьей были тоже Поповы Л.А. и К.П.  Среди подростков – А. Захаров и на этой олимпиаде был первым.

Олимпиада 2008 г. имела свои особенности. Во-первых, кроме местных оленеводов, в гонках приняли участие спортсмены  Сургутского, Березовского, Ханты-Мансийского районов, г. Ханты-Мансийска. На прочность испытывали не только оленей, но и снегоходы «Ямаха» - это была вторая особенность этих гонок. Третьей, не менее интересной особенностью был еще один элемент – творческий конкурс, в котором продемонстрировали умение изготавливать традиционную одежду женщины. Лучшей была признана в этом конкурсе работа Поповой К.П.  В гонках больше всего собрал медалей Тарлин Ю.К.

Не менее впечатляющими были оленьи гонки в Нумто. Праздник был начат с обрядовых обращений к богам  В. Пяк. Затем было совершено жертвоприношение. В соревнованиях приняли участие 130 упряжек, 25 женщин приняло участие в гонках. Соревнования были проведены по трем видам гонок: на рысь, на мах, стоя на нарте. Кроме гонок, были проведены соревнования в метании тынзяна (победители: Б. и П. Айваседа, А. Вылла), прыжки через нарты (победитель – В. Сергачев).

 

"День оленевода" давно уже стал традиционным праздником в Казыме, который  проходит обычно в феврале-марте. В 2009 г. была проведена юбилейная 70-я  олимпиада оленеводов, в которой участие  приняли оленеводы из Березовского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов и столицы автономного округа. В этом году – 73 раз проводится этот праздник.

В оленьих гонках  участвуют  муж­чи­ны и жен­щи­ны. Количество участников не ограничивается. Гонки проходят по замкнутому маршруту длиной 1 – 1,5 км. Гонки на оленьих упряжках подразделяются на несколько видов: 

-  гонки «на рысь» (в этом виде состязания запрягаются три оленя: один, свободный, бежит рысью, остальные должны бежать махом);

 - гонки «на мах» (в этом виде программы убирают свободного оленя-ры­са­ка);

- гонки стоя на нартах (падать нельзя);

- гонки на оленях с участни­ком, который едет на охотничьих лыжах, взявшись за специальное приспособление, прикрепленное к уп­ря­жи (нарты отцеплены);

- гонки на оленьей шкуре (амдере) в си­дя­чем положении.

Состязания проводятся в два круга: сначала предварительный, потом финальный заезд. Каждая упряжка имеет свой номер. Участники гонки заблаговременно готовятся к стар­ту: проезжают по дистанции, знакомятся с ней, готовят оленей к гон­ке. Перед стартом проводится жеребьевка, по итогам которой формируются предварительные заезды – по две упряжки в каж­дом. Старт и фи­ниш находятся в од­ном месте.

Задача гонщика – как можно быстрее преодолеть дистанцию и выйти в фи­нал. Время движения каждой упряжки фиксируется судьями с по­мощью секундомеров. Участники, показавшие 4 луч­ших результата в пред­ва­ри­тельном заезде, выходят в фи­нал.

Что касается гонок на оленьей шкуре и охот­ничьих лыжах, то главная задача в этих состязаниях – удержать равновесие и не потерять управление олень­ей упряжкой.

Финальный заезд проходит через 20–30 мин. после финиша последнего предварительного заезда. Победители и при­зе­ры определяются по результатам финального заезда. На этих фотографиях вы видите участников, победителей Оленьих гонок в разные годы.

Итак, «Оленьи гонки» - одно из  основных традиционных мероприятий культурно-массовой работы в селе  - это и основа традиций, и здорового образа жизни, и спортивной деятельности.

Спасибо за внимание.

Новости музея

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

В 2017 году акция "Ночь в музее" перекочевала в п. Верхнеказымский

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.