Казымское княжество

 

В исторической науке считается, что процесс образования угорских княжеств завершился в основном в 12 веке, а в последующем они сливались в более крупные военно-политические объединения. Создание хантыйского территориально-родового объединения в бассейне реки Казым восходит к 14-15 вв. Следовательно, Казымское княжество более позднее образование, чем остальные. Также существует мнение, что Казымское княжество в 14-15 вв. испытало влияние татар, поэтому казымские князья не редко назывались мурзами.

Первое упоминание о княжеской династии Казыма можно связать с Югорским князем Молданом. Впервые он упоминается в связи с его пленением московскими воеводами в 1483 году. Как известно, осенью 1483 года Молдан был «приведен» Федором Курбским в Москву. Летом 1484 году в столице появились югорские послы..». Посольство возглавлял кодский князь Пыткей, который, как считается, являлся родственником Молдана. Иван III, отпускает Югорского князя, но тот обещают московскому государю подчиняться во всем и выплачивать дань мехами. Далее известно, что зимой 1484 года, когда Молдан возвращался из Москвы, в городке Усть-Вым на р. Вычегды к нему приехали его сыновья. Здесь 31 декабря 1484 года заключается мир между русскими, вымичами и вычегжанами, с одной стороны, и казымским, кодскими и обдорскими князьями - с другой. В 15 веке «большой князь» Молдан стоял во главе многих югорских князей. Это был период, когда шло объединение более мелких княжеств в крупные. Процесс происходил добровольно, так как более мелкие и крупные правители, вероятно, были члены одного рода. В последующем, они совместно правили общим княжеством.

В 1557 году в Югорскую землю направлена царская грамота, адресована она «…князю Певгею». Здесь Певгей назван Заказымским и Шоркарским князем. Следует отметить, что слово «Сорскордо» из текста послания более созвучно современному хантыйскому названия п. Шеркалы - Шашкорт (букв. Спина поселок), чем слово Шоркары. В грамоте говорится о посылке людей для сбора дани, в частности, они должны были собрать по соболю с человека. Собранную дань предписывалось доставить в Москву самому Певгею или же его брату, либо племянникам. Таким образом, казымские князья признали власть Москвы и должны были доставлять дань непосредственно в русскую столицу.

Следующий князь, который однозначно назван «казымским» это Цынгоп (Сенгеп). В 1585 году воевода Иван Мансуров в устье Иртыша основывает первый русский опорный пункт, Обской городок. Гарнизон Обского городка, вооруженный всем необходимым, видимо, вел активные действия по сбору ясака. Это вынудило князя Сенгепа зимой 1586/87 года отправиться в Москву и выхлопотать для себя царскую грамоту, согласно которой русским ратным людям предписывалось не трогать земли и людей князя. За это Сенгеп соглашался добровольно собирать дань со своих поданных и отвозить его в Вымь.

По поводу происхождения фамилии Сенгеп у хантов р. Казым записана легенда. Она опубликована Алексеем Михайловичем Сенгеповым. Согласно легенде носители этой фамилии раньше были Молдановыми, «Молдан Максюм ёх эвалт еллы рутумсаюв». Предание гласит, что откуда-то на Казымскую землю пришел мужчина по имени Лtтми. У него было семь сыновей, одного из них звали Сень. Когда приехали попы, чтобы крестить народ, Сень избил одного непонятливого переводчика. За это его нарекли Сенгеп, от слова сеyкты 'бить' или саyкуп 'молоток'.

Как уже говорилось, Молдан называется кодско-казымским, но чаще кодским князем, а Сенгеп это казымский князь. О тесной связи Кодского и Казымского княжеств можно судить и по тому факту, что мифологический «казымский мир» по р. Казым, выявленный Тимофеем Молдановым, построен по подобию «среднеобского мира».

В 16 веке на территории Казымского княжества насчитывалось пять городков: 1) Мозым (Мазан-вош), стоявший близ устья реки Казым, русские документы именовали его Мозянский городок или Казымский городок. Он являлся центром княжества, возник в 14-15 веках; 2) Черикар (По-зырянски Рыбный городок), по-хантыйски Хуллор-вош (На рыбном озере городок); 3) Кель-чикар или Кельси-лор-вош (На Сорожьем озере городок); 4) Казым-вош (На Казыме городок) или Вут-вош (Верхний городок); 5) Вангр-вош (Семжий городок); Последний к концу 16 в, т.е. к приходу русских, уже прекратил своё существование.

В 1593 году, после основания Березово, центр княжества Казымский городок был взят русскими. В результате княжество утратило свою независимость и стало Казымской ясачной волостью. Однако во главе его продолжали стоять князья или мурзы. С этого времени ясак стали возить в Березово, платили 4 сорока (т.е. 4 раза по сорок) соболей и 2 черные лисицы.

Следует отметить, что в 1628/29 г. в бывшем Казымском княжестве насчитывалось 100 ясачных людей. Но влияние казымских остяков распространялось и на соседние племена кунной самояди (т.е. лесных ненцев), с которыми у них имелись торговые связи. Позднее московское правительство возложило на казымских князей обязанность собирать дань с кунной самояди.

В конце 16 - начале 17 в. власть на Казыме продолжала принадлежать представителю местной княжеской династии Цынгопу (Сенгепу), а затем его сыну Богдану, казнённому в 1607 г. за участии в антирусском восстании.

Восстание, в котором приняли активное участие казымские остяки, возглавлял куноватский князь Шатров Лугуев. Весной 1607 года повстанцы уничтожили Обдорский острог, повсеместно убивали торговых и промышленных людей. Восставшие в количестве две тысячи человек окружили Березов, однако он сумел выдержать двухмесячную осаду. После первой попытки, участники движения разошлись по своим юртам, чтобы более основательно подготовиться и в конце июня снова напасть на Березово. Передышкой воспользовался берёзовский воевода, получивший военную помощь. Все зачинщики восстания были арестованы и повешены, в том числе и Богдан Сенгеп.

Последнее крупное выступление, где фиксируется участие казымцев, это восстание 1663 года. Его возглавил обдорский князь Ермак Мамруков, которому удалось объединить вокруг себя практически все волости Берёзовского уезда - Обдорскую, Подгородную, Ляпинскую , Сосьвинскую , Естыльскую, Куноватскую, Казымскую, Кодскую. По замыслу восставших, планировалось создание своеобразной федерации бывших остяцких княжеств. При этом повстанцы были в сговоре с потомком Кучума царевичем Девлет-Гиреем, претендовавшим в это время на владычество над Иртышом. Казымские остяки действовали совместно с кодскими. В их задачу входила охрана путей из Березова в Тобольск. Они должны были подстерегать и уничтожать русских служилых людей. Однако заговор был раскрыт, лидеров мятежа арестовали и повесили.

После смерти Богдана казымским князем стал считаться его двоюродный брат Юван Ладыкин. После него Казымом недолгое время правил его наследник Былдан, которого сменил сын Акша.

Затем князем казымской земли, вероятно, стал Райдук Акшин. Его сын Юзор вошел в историю, в связи с тем, что, как и другие нижнеобские «князцы» в 1692 г., получил царскую жалованную грамоту «за службы деда и отца его, и за его службы», которая хранится в архиве Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

В первой половине 18 века на Казыме «князцами» считались сыновья Юзора, Дмитрий и Сетанзий. А в 1753 г. сын Сетанзея, по имени Степан, вновь подтверждает свои права на княжеское достоинство.

Таким образом, Казымское княжество достаточно позднее образование и рано потеряло свою независимость. Укрепленных городков на этой территории немного. Многие исторические события княжества связаны с Кодой. Возможно, князья Казыма являются выходцы с этой территории и имеют отношение (или ведут происхождение) от династии кодских князей.

Новости музея

Театр Берестяных масок провел гастроли в Беларуси

Пояс по старинным образцам сделали в Казыме

Продолжаем обучаться работе с берестой!

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.