Главная » Проекты » Медвежьи игрища, проект "В гостях у когтистого старика"

Медвежьи игрища, проект "В гостях у когтистого старика"

Проект реализован  на средства Гранта Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ХМАО – Югры. Этот проект стал одним из победителей     окружного конкурса на получение грантов ХМАО-Югры для поддержки проектов в области сохранения и развития культуры обских угров в номинации «Сохранение духовной культуры». 

Актуальность проекта

Одним из самых  ярких явлений традиционной культуры обских угров на протяжении многих веков остаются Медвежьи игрища. Добыча медведя (которого иносказательно называют Когтистым Стариком) сопровождается особым ритуальным праздником, на котором представлены все виды искусства: песни, танцы, музыка, сценки. Медвежьи игрища проводятся всего на нескольких территориях, там, где живы еще старики-исполнители священных песен и танцев.  Проведение Медвежьих игрищ – это способ сохранения духовной культуры и передачи ее молодому поколению.

Анализ реализации проекта

С носителями культуры, исполнителями священных песен, было проведено несколько встреч, где были решены организационные вопросы –  определены сроки проведения, место проведения, распределены основные обязанности (распорядитель, хозяин, исполнители песен, обряда, сценок и др.), подготовлены атрибуты праздника (маски, посохи, рамка и мн. др.). Все встречи прошли с участием Ерныховой А.Г., Ерныховой Т.Ф,, Каксиной Н.М, Тарлина С.Е., Ерныхова А.А. в этнографическом музее – парке. Обряд провела Каксина Е.Д.

Предварительная работа с молодежью была построена следующим образом:

С 3 по 15 января 2010 год – проведение мастер-классов по игре. На классах приняли участие  Тарлин Олег, Потпот Эрмесн, Молданов Антон, Ерныхов Денис, Вагатов Ефим, Куртев Саша, Банк Вика, Вандымова Аня, Вагатова Олеся, Молданов Кристина, Лозямова Кристина. Занятия проводились в здании школы и музея.

С 15 января по 15 февраля – проведение мастер-классов по национальным танцам. Мальчики и девочки занимались отдельно (вторник, пятница – девочки, среда, четверг – мальчики).  Всего занятия посетило 16 человек. Занятия проводились в доме культуре с. Казым под руководством Потпот Р.М. и Мироновой Вероники.

С 15 по 20 февраля был проведен цикл  бесед о значении медведя в традиционной культуре хантов, о роли мужчин и мальчиков на празднике, о роли женщин и девочек, о нормах поведения на празднике. Беседы провели Потпот Р.М и Федотова Е.Т.

Были высланы приглашения студентам, которые активно участвовали в ранее проводимых праздниках. Приняли участие в Медвежьих Танцах  Иночкин Виктор, Лозямов Владимир, студенты Ханты-Мансийского колледжа, Потпот Олег, студент ЮГУ,  Потпот Екатерина, студентка педколледжа г. Ханты-Мансийска. 

Иночкин Виктор и Лозямов Владимир в ходе праздника дали несколько мастер-классов по исполнению сценок – лунгалтупов молодым актерам  Потпот Э, Молданову А, Анненкову А, Ерныхову Д. Куратор мальчиков, исполнителей сценок,  был Тасьманов Н.А.

Роли на празднике были распределены таким образом, чтобы  рядом со взрослыми находились молодые люди.

Видео- и аудиозапись проводилась сотрудниками ОУИПИиР. Видеозаписью занимался Савин Сергей Матвеевич, сотрудник информационно-издательского отдела, аудиозапись велась Потпот Риммой Михайловной и Каксиной Евдокией Даниловной, сотрудниками Белоярского филиала.

В ходе проведения праздника Молданова Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, дала несколько консультаций и рекомендаций организаторам праздника, мальчикам, которые изготовляли маски, исполняли сценки.

Праздник состоялся 20, 21, 22 февраля 2010 года в муниципальном учреждении культуры «Казымский филиал Белоярского выставочного зала».

Утром 20 февраля 3 оленя были приношены в жертву.  Молитву читал Тарлин Семен Егорович. Обряд проводили Тасьманов НА, Тарлин АС, Тарлин ПС, Молданов МК, Аликов П, Аликов ЯМ. Им помогали Потпот О, Тарлин О, Лозямов В, Иночкин В.

Хозяин медведя - Тарлин Георгий Яковлевич. Георгий очень ответственно подошел к своим обязанностям, отмечал зарубками все исполненные песни, сценки.  

Исполнители священных песен: Тарлин Семен Егорович, Тарлин Павел Семенович, Ерныхов Андрей Александрович, Молданов Тимофей Алексеевич .

Песню «Калтащ» исполнил Ерныхов Андрей Александрович.

Танцы Великих духов танцевали Тарлин Павел Семенович и Молданов Тимофей Алексеевич. Распределителем был Тасьманов Николай Анатольевич, ему помогал Тарлин Олег.

Рядом с исполнителями на «медвежьи песни» кроме взрослых мужчин вставали Тарлин Олег, Лозямов Вова, Молданов Саша, Вагатов Ефим, Потпот Эрмесн. Наигрыши на нарсюхе исполняли  Лозямов Владимир, Иночкин Виктор, Тарлин Дмитрий, Потпот Эрмесн, Потпот Олег.  Кроме нарсъюха, в перерывах звучали наигрыши на нынъюхе и торисаплъюхе в исполнении Шесталова Владимира Ивановича.

В сценках, кроме основных исполнителей, принимали участие Тарлин Алексей Семенович, Тасьманов Николай Анатольевич, Лозямов Владимир (студент), Иночкин Виктор (студент), Тарлин Дмитрий (школьник), Вагатов Ефим (школьник), Тарлин Олег (школьник), Хаймазов Игорь, Молданов Антон (школьник), Потпот Эрмесн (школьник).

Медвежьи Танцы ежедневно посещало  более ста человек, из них около 40 детей разного возраста. Было зафиксировано 17 песен и сценок с участием молодых людей .

Всего записано 85 песен и сценок, сделано 1850 фотографий, видеозаписи на 17 часов.

Научным сотрудникам предстоит расшифровать и перевести весь записанный богатейший фольклорный материал.

Таким образом, главные цели проекта достигнуты:

  1. Проведен древнейший праздник, более 100 человек были его участниками, стали свидетелями уникального древнейшего обряда. Чувствовалось объединение хантыйской общности, люди приходили целыми семьями в своих красивых национальных нарядах, рядом со взрослыми были и дети. А в  перерывах между песнями участники пили чай, отведали блюда национальной кухни, общались. Кругом звучала хантыйская речь. Хотя большинство участников – жители одного села, встречаются не часто, имеют мало возможности поговорить на родном языке, надеть красивую национальную одежду. Проведение Медвежьего праздника – это прекрасный  способ объединиться, почувствовать себя причастным к родной культуре, вдоволь поговорить на родном языке, услышать новые истории о людях, обсудить события.
  2. Зафиксированы все песни, молитвы, сценки, танцы. Подлинники хранятся в Казымском филиале Белоярского выставочного зала, копии имеются в Белоярском фольклорном архиве ОУИПИиР, копии сданы в Департамент по делам КМНС.
  3. Проведена огромная работа по передаче культурного наследия молодежи. Разучены новые сценки, наигрыши,  дети на практике смогли применить все полученные знания, многие впервые были на празднике, поэтому узнали о правилах  поведения, об организации праздника, пообщались с людьми разных поколений, побеседовали с этнографами- Молдановой Т.А. и Молдановым Т.А., побывали на мастер-классе у Шесталова В.И.

Кроме того, в ходе праздника сравнительно «молодые» исполнители фольклора Тарлин Павел Семенович, 1951 г.р., и Ерныхов А.А., 1944 г.р., учились у более опытного, знающего Тарлина С.Е., 1932 года рождения. Как говорят сами исполнители – Ерныхов АА, Тарлин ПС, проведение праздников стимулирует их к разучиванию новых песен, они более внимательно слушают Семена Егоровича, запоминают, подходят более осознанно к участию в празднике, общаются, выясняют непонятные фрагменты песен, очередность.   

Новости музея

Краткий отчет о праздновании Дня прилета Вороны 2 апреля 2017 года

Стремимся проводить выходные всей семьей на свежем воздухе!

11 марта 2017 года в этнографическом выставочном зале в с. Казым прошла «78-ая Олимпиада оленеводов».

4 марта 2017 года сотрудники музея выезжали на Кубок Губернатора в г. Ханты-Мансийск

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.