Главная » Проекты » Детское этнокультурное стойбище "Нумсанг ёх". Лето 2010

Детское этнокультурное стойбище "Нумсанг ёх". Лето 2010

Проект реализован  на средства Гранта Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ХМАО – Югры. Этот проект стал одним из победителей окружного конкурса на получение грантов ХМАО-Югры для поддержки проектов в сфере организации отдыха в детских этнооздоровительных лагерях, этноцентрах, этноплощадках в номинации «Комплексный проект».

 

Этим летом на стойбище отдохнули 85 человек из Казыма, Ванзевата, Белоярского, Ханты-Мансийска. Дети очень сдружились, а также получили множество практических навыков, которые обязательно пригодятся им в будущем.

С 8 по 21 июня 2010 года на стойбище «Нумсанг ёх»  была организована этноэкологическая смена «Дыхание природы», в которой участвовали 25 детей.

Организаторы смены и воспитатели способствовали привлечению детей к защите родной природы, очистке территории от мусора, который накопился за зиму от рыбаков, охотников и туристов. Преподаватели знакомили юных воспитанников с фольклором народа ханты, произведениями писателей Югры, связанными с воспитанием бережного отношения к природе, отношения к природе как к живому организму, а также изучали с детьми лечебные свойства деревьев, правила сбора лекарственных трав.

Каждое утро дети знакомились с темой дня, слушали рассказ о том или ином дереве. На этой смене ребятам поведали об уникальных свойствах знакомых деревьев: березы, сосны, кедра, лиственницы и черемухи.

В течение дня все участники смены также участвовали в практических занятиях. Например, если речь шла о березе, то кроме того, что детям рассказывалось о священном статусе дерева, о его роли в обрядах и праздниках, об использовании в быту, во второй половине дня ребята, гуляя по березовой роще, учились искать чагу, другие березовые грибы, снимать бересту.  Учились шить из бересты набирушки, тарелочки, из чаги готовили краску для росписи по ровдуге (коже оленя), из березовых грибов разводить дымокур. Узнали ребята и о целебном свойстве березы, организовали фитобар, где  попробовали отвар из чаги и настой из листьев березы, попарились березовым веником.  На изостудии они учились рисовать березу,  орнамент «Березовая ветвь», а на литературной гостиной познакомились с легендой о березе «Легенда о небесной девушке», попробовали сами написать сочинение «Как береза спасла меня». Сочинения и рисунки вошли в буклет «Береза – священное дерево».  При изучении сосны мальчики учились строгать головоломки, игрушки из древесины, при изучении кедра – заготавливать корень кедра, при изучении лиственницы – изготавливать из ее древесины лук и другие поделки.

Кроме того, в течение смены был организован экологический десант – производилась уборка мусора, очистка леса от сухостоя.

Каждый вечер на сборе у костра подводились итоги дня, и каждый называл того участника смены, кто, по его мнению, выделился добрым делом в этот день – героя дня.

С 1 по 14  июля на базе музея прошла смена «Узоров древних новизна», руководитель смены  Кабакова Марина Викторовна. В смене участвовало 35 человек.

В ходе смены педагоги помогали ребятам развивать творческое воображение и эстетическую культуру, знакомили воспитанников с орнаментальным искусством (его историей, культурой, традициями), учили их понимать и чувствовать особенности национального искусства.

В ходе смены дети познакомились с орнаментальным искусством народа ханты. Лекции для воспитанников провела Федорова Наталья Николаевна, искусствовед, заведующая сектором искусства и культуры народов  Севера музея изобразительных искусств г. Тюмени, член Союза художников России. На практических занятиях девочки сплели из бисера украшение турлопс, сшили платки по старинным образцам, пополнили коллекцию одежды в  стиле «этно».

Завершением смены стал конкурс костюмов, которые разработали и сшили три группы воспитанников. Все костюмы были выполнены в стиле «этно», смотрелись они очень живо и современно. Каждая участница защищала свой костюм, рассказывала об использованных орнаментах и их национальном значении. Победительницами конкурса стали Русмиленко Татьяна, Лозямова Кристина и Молданова Александра.

Кроме того, были разработаны и пошиты костюмы для музыкально-танцевальной композиции: костюмы «Чайка» - 7 шт, костюм «Лебедь» - 1 шт, костюмы «Кувщ» - 5 шт.

С 7 по 20 августа 2010 года была организована смена «Волшебный мир искусства», участвовать в которой приехали 25 детей. Руководитель смены Потпот Римма Михайловна.

Основная цель этой смены – познакомить детей с фольклором, песенно-танцевальным искусством народов Севера. На смену были приглашены опытные специалисты, ранее уже работавшие с детьми этноцентра: Олег Николаевич Ныпевги – хореограф, солист ансамбля «Энэр», Екатерина Потпот – хореограф, актриса обско-угорского театра «Солнце», Олег Потпот– музыкант, актер обско-угорского театра «Солнце».

Для подготовки детей к танцам Екатерина Потпот ежедневно проводила занятия по пластике. Были поставлены прекрасные хореографические композиции, которые стали основой концерта, показанного для всех жителей села Казым и детей города Белоярский 9 и 10 августа – в честь Дня коренных народов мира. Дети были очень активны и, не обращая внимания  на жару и надоедливых комаров, ежедневно репетировали, разучивая танцы. И даже ребята, никогда ранее не танцевавшие, были на высоте. Лучшими танцорами оказались Тарлин Олег, Иночкин Виктор, Куртев Александр, Тарлин Дмитрий, Федоров Павел, Молданов Антон, Ерныхов Денис и самый маленький танцор Молданов Вася, танцевавший «Танец рыбаков».

Кроме того, дети играли на музыкальных инструментах. Вагатова Олеся участвовала в композиции, играя на варгане. Тарлин Дима совершенствовал игру на нарсъюхе и гитаре, Ерныхов Денис и Новьюхова Маша выучили несколько наигрышей на нарсъюхе.

Положительные результаты увлекательных и одновременно практически значимых летних смен очевидны. Преподаватели и участвовавшие в смене дети  и подростки сформировали единое коммуникативное пространство, очень важное для дальнейшего сотрудничества и развития общей национальной  культуры. В течение  года они планируют собираться на мастер-классах, а также создать страничку для общения в сети Интернет, чтобы продолжать общаться с теми, кто проживает вдалеке от Казыма.

Благодаря летним сменам, дети приобщились к родной культуре: фольклорному творчеству обско-угорских народов, орнаментальному искусству народа ханты, песенно-танцевальным искусствам народов Севера.

 

Новости музея

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

Море впечатлений от участия в фестивале!!!

Краткий отчет о праздновании Дня прилета Вороны 2 апреля 2017 года

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.