Главная » Проекты » Летняя смена "Боевые искусства народов Севера"

Летняя смена "Боевые искусства народов Севера"

 

Проект реализован  на средства Гранта Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ХМАО – Югры. Этот проект стал одним из победителей     окружного конкурса на получение грантов ХМАО-Югры для поддержки проектов в сфере организации отдыха в детских этнооздоровительных лагерях, этноцентрах, этноплощадках в номинации «Межрайонная смена»

 Актуальность проекта

Боевые и воинские традиции являются неотъемлемой частью этнической культуры любого народа. Недаром в Древнем Китае считали, что для достижения подлинной гармонии, человек должен воспринять две неотделимые друг от друга части национальной культуры: военную и гражданскую. Национальное самосознание формируется на основе восприятия опыта предков во всем его многообразии, это и восхищение произведениями искусства старых мастеров, и раскрытие прелести народных песен и танцев, и гордость за подвиги защитников родной земли.

Огромный, и, к сожалению, мало изученный пласт боевой и воинской культуры народов Сибири и Севера России хранит множество примеров высочайшей доблести и боевого мастерства. На протяжении столетий воины народа хантов успешно отбивали нападения новгородских пиратов – ушкуйников, монголо-татар и далеко не мирных степных соседей.

Подвиг героев Казымского восстания известен людям далеко за пределами Обской земли.

Даже враги отмечали их высокую воинскую выучку и профессионализм. Так, если только лучшие из лучших самураев Японии могли ловить на лету вражеские стрелы, у воинов хантов это было в порядке вещей для бойца среднего уровня. Суровые природные условия, нелегкий труд и опасная охота формировали универсальных бойцов, грозных и с оружием в руках, и в безоружном бою.

К сожалению, в наше время немногие представители молодежи знают о славных традициях своих предков – воинов. Им не знакомы приемы самозащиты, разработанные и хранившиеся в недрах народа, ничуть не уступающие по эффективности японскому каратэ или тайландскому боксу. Смена «Боевые искусства народов Севера» является попыткой восполнить этот пробел. 

Цель смены: Воспитывать гордость за принадлежность к своей этнической группе, вызвать живой интерес к всестороннему исследованию родной культуры и традиции, а так же уважение к традициям других малых народов, осознание величайшей ценности традиционных культур в современном мире.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей развития  военного искусства  обских угров

2. Познакомить с героическим эпосом. Формирование ценностей, присущих хантыйской культуре (выносливость, честность, смелость, сила, добросердечие)

3. Сформировать у учащихся механизмы психологической устойчивости к стрессогенным факторам современного мира.

4. Применение полученных знаний и навыков во время экспедиции в оленеводческое стойбище.

Формы работы:

1. Курс (беседы и практические занятия) «Боевые искусства народов Севера» (авторы Клопов И.В., Клопова О.А).  Курс включает в себя четыре взаимосвязанных блока:

- «Боевые и воинские традиции  народов Сибири и Севера России»,

- «Экстренная медицина: оказание первой помощи в полевых условиях»,

- «Самозащита на основе реконструкции боевого искусства народа хантов»,

- «Психофизические упражнения для подготовки сознания к действиям в экстремальной ситуации».

2. Вечерние сказания «Героический эпос народа ханты»

3. Ролевое моделирование.  Историческая игра «Путь таежного воина»

4. Мастерские:

- Для мальчиков:  по металлообработке, кольчужному плетению, работа с деревом (изготовление мечей и протыкателей, щитов)

- Для девочек: по изготовлению украшений, накосников, пошив старинных платков.

5. Пешая экспедиция в оленеводческое стойбище                                           

 

Анализ реализации проекта

29 июля 2010 года началась работа по реализации проекта «Военно-историческая смена «Боевые искусства народов Севера», который является одним из новых витков второго десятилетия детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх».  Предшествующий опыт, интерес к военному искусству, желание детей постичь секреты мастерства воина-богатыря, фольклорный материал – всё это легло в основу данного проекта, целью которого является воспитание гордости за принадлежность к своей этнической группе.

В смене приняли участие дети разных территориальных единиц нашего округа: г.  Ханты-Мансийск, с.Теги, г. Нягань, с. Ванзеват, г. Белоярский, п. Верхнеказымский, с. Казым, что позволило каждому участнику осознать ценность традиционной культуры в современном мире.

Запланированная сюжетно-ролевая игра «Путь таёжного воина» начала свою деятельность, практически с первого дня пребывания в детском стойбище. Все участники были разделены на два племени: племя «Ипи» (филины) и племя «Ёхланг ёх» (пещерные медведи) со своими старейшинами (Ныпевги Олег Николаевич - хореограф, Молданов Тимофей Алексеевич – кандидат исторических наук). Каждому племени была отведена свои угодья. Оба племени могли собраться вместе на особом месте – «яхаттащты хар» (площадь для общего сбора). Князья со своими племенами создали свою тамгу, которую должны тщательно охранять.  Украденную тамгу мог вернуть только договор старейшин – мирное решение или битва.

В ходе смены ребята познакомились с военной историей и боевыми традициями обских народов: видами поединков, особенностями приемов, оружием, доспехами, оборонительными сооружениями, средствами передвижения, тактикой и схемой  боя, военными хитростями. Также руководители курса «Боевые искусства народов Севера» Клоповы Игорь Валерьевич и Ольга Андреевна познакомили участников с техникой закаливания собственной психики в экстремальных условиях, где ребята узнали о чертах характера, присущих северным воинам, о магических заклинаниях, выполняли упражнения для развития интуиции и нелинейного мышления; получили базовые знания по оказанию медицинской помощи пострадавшим в полевых условиях, изучили приемы самозащиты, основанные на движениях, характерных для народной танцевальной традиции. Все это позволило  участникам смены взглянуть на национальную традицию под несколько новым углом зрения, что должно в итоге способствовать более полному ее восприятию. На психологическом уровне ребята смогли пробудить в себе гордость к своей этнической группе.

Организация мастерских позволила девочкам показать свое мастерство при пошиве богатырских доспехов не только для себя, но и для мужской половины своего племени. А мальчики племени изготовили  личные луки со стрелами, так как сила богатыря определялась в первую очередь по умению изготовить богатырский лук и натянуть на него тетиву.

Вечерние сказания у костра расширили знания о богатырском фольклоре.  Из фольклорного наследия ребята узнали достаточно полно об особой системе воинской и физической подготовки хантыйских богатырей, которая предполагала сложнейшие ежедневные тренировки, участие в различных  состязаниях и военных играх, о том, что ханты ценили у богатырей не только силу тела, а также их моральные и психические качества.  В программу курса «Героический эпос народы ханты» были включены такие легенды, как: легенды о Казымской богине, легенды о духах – покровителях, легенды о богатырях ( Тек-ики, Танья), легенда о Эмдерском Богатыре, сказания об Ай Мосьнэ, подвиги Ими-Хилы., просмотр мультфильма «Ими-хилы и щащи».

Каждый день игры был ознаменован каким-то событием: знакомство соседних племен, состязание богатырей, день рождение княжны, урегулирование конфликтных ситуаций, сватовство и др. Так в первый день племена устроили праздник в честь нового соседства, где рассказали легенды об истории своего племени;  представили свои тамги, которые ежедневно показывали на яхаттащты хар, чтобы убедиться, что тамга не украдена. Ежедневно на общей площади устраивались игры и состязания богатырей, где женская половина в этом году взяла на себя обязанность лишь сопровождать своих князей. Проводились как командные, так и личные состязания. Командные состязания «Волки и охотники», «Поиск колокольчиков», «Прыгуны и бегуны», «Смена мест», «Кто сильнее» способствовали развитию скоростно-силовых качеств, решительности, ответственности, смелости. Ребята смогли применить полученные знания о тактике боя, военных хитростях на практике. Личные первенства среди богатырей формировали определенные качества характера: сила воли, сила духа, терпение и упорство в достижении цели, выносливость. Мальчики подошли очень серьёзно к каждому состязанию, старшие ребята обучали навыкам того или другого состязания младших, а младшие беспрекословно им подчинялись.

На третий день игры в обоих племенах были похищены тамги. Между племенами образовалось враждебное настроение. Старейшинами и князьями племен было принято решение об урегулировании конфликта. Здесь оба князя проявили дипломатические качества: обменялись тамгами, просватали невесту из племени «Ёхланг ёх» и подписали мирный договор. Не всех участников устроило решение, но ни один из жителей того или иного племени не решился противоречить старейшинам и князьям. В течение всей игры ребята принимали все решения своих старейшин, что говорит об уважении к мнению старших, умению слушать и доверять.

Племя «Ехланг ёх» в ходе игры взяла на себя финансовую сторону в виде товарообмена, а девочки из племени «Ипи»  решили поменяться племенами, что запрещено было правилами игры. Но они нашли выход из сложившейся ситуации. С согласия старейшин девочки весь день самостоятельно разучивали танец, а вечером на общем сборе представили его, чтобы жители племен могли дать свое согласие на обмен. Игра позволила сформировать у детей умение находить решение в сложных ситуациях.

Каждый день традиционно заканчивался рефлексией, где дети могли анализировать день, отмечать свои удачи и неудачи. В течение смены ребята проявляли активный интерес к игре на нарсьюхе и гитаре, к северным танцам. 

 

Новости музея

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

В 2017 году акция "Ночь в музее" перекочевала в п. Верхнеказымский

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.