Главная » Новости музея » Фольклорная школа северных манси в п. Сосьва.

Фольклорная школа северных манси в п. Сосьва.

Традиционный мансийский праздник Уй Йикв «Медведя танцевать» с древних времен самый значимый для нашего народа. 
С целью воспитания поколения исполнителей и организаторов медвежьего праздника, в поселке Сосьва Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 4 по 8 января 2017 года проходила фольклорная школа медвежьих игрищ северных манси. Школа была организована Детским этническим стойбищем «Мань Ускве» и общиной «Эрупса» при финансовой и информационной поддержке МАУК Белоярского района «Этнокультурный центр» в рамках проекта «Небесные тропы Когтистого Зверя», победителя организованного Благотворительным Фондом Елены и Геннадия Тимченко всероссийского конкурса «Культурная мозаика: партнерская сеть». В Уральском ФО проект реализуется при поддержке Благотворительного Фонда развития города Тюмени. 
Поселок Сосьва для проведения фольклорной школы медвежьих игрищ северных манси выбран неслучайно, так как именно этот поселок является самым удобным местом встречи в сложной транспортной схеме зимних дорог Березовского района. В мероприятии приняли участие подростки и молодежь из Саранпауля, Сосьвы и Хулимсунта, всего 25 человек (7 детей, 4 взрослых и 14 подростков и молодежи), представители народа манси, воспитанники и организаторы смен Детского этнического стойбища «Мань Ускве». 
Руководителем и преподавателем школы была Попова Светлана Алексеевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. Светлана Алексеевна занимается темой «Мансийский медвежий праздник», ею написаны: монография «Медвежий праздник на Северном Урале» и ряд публикаций в научных журналах. 
Основной и главной целью мероприятия было обучение навыкам исполнения песни «Песня пробуждения медведя» и трех драматических представлений (тулыглап). Для этого юношам были представлены: мелодии с валиков перенесенные на электронные носители, собранные Артуром Каннисто в 1905 и 1906 годах на территории северных манси; переводы четвертого и пятого томов книг Артура Каннисто по медвежьим игрищам, записанных у сосьвинских манси. Юноши разбирали смысл песни и сценок, заучивали слова и мелодию, пытались их исполнить. Трудности возникали у тех, кто не владеет мансийским языком. 
Девушки обучались танцам, анализируя локальные особенности манеры исполнения традиционных женских танцев. Подробно разбирали постановку ног и рук во время танца, пластичность и ловкость во время исполнения. Ими было выучено три танца – Ляпинских, Сосьвинских и Лозвинских манси. 
В рамках программы все участники просмотрели фильмы с мансийских медвежьих праздников (1994 – 2011 гг.) с комментариями Светланы Алексеевны. 
Особое внимание было уделено табуированной лексике, которая пользовались в период проведения медвежьего праздника. Участники школы заучивали табуированные слова и применяли их на практике, затем сдавали зачет. 
Кроме основной программы, было проведено несколько мастер классов по изготовлению мансийских традиционных изделий, в том числе: 
- изготовление атрибутики для медвежьих игрищ (берестяные маски – 4 шт, посохи – 4 шт. и заготовки для танцующих кукол – 6 шт); 
- изготовление мансийского игольника из сукна (обучались 6 человек, изготовили 4 игольника); 
Трудности, с которыми столкнулись участники школы: 
1. Большая половина участников не владела мансийским языком, что создавала трудности при обучении сценок, исполнении песен. 
2. В дни проведения школы не было старших носителей традиционного праздника, кто бы мог не только рассказать, но и показать и научить. 
Положительные моменты проведения школы: 
1. На сегодня собран обширный материал по медвежьим игрищам северной группы манси, в том числе написан сценарий настоящего праздника, что дает возможность на проведение реального праздника. 
2. Есть потенциальные исполнители в лице подростков и молодежи, которые не просто понимают смысл и важность медвежьих игрищ, но и готовы взять на себя ответственность за проведение данного праздника. 
3. Имеется возможность обучения исполнителей игрищ на базе детского стойбища Мань Ускве. 
В связи с чем было принято решение о проведении фольклорной школы два раза в год. 
Следующий семинар будет проходить с 1 по 4 августа 2017 года на базе Детского этнического стойбища «Мань Ускве» в деревне Ясунт Березовского района. 
В настоящее время разрабатывается план мероприятий по подготовке и проведению к следующей фольклорной школе. 
P.S. Организаторы и участники школы выражают огромную благодарность за финансовую и информационную помощь Благотворительному Фонду Елены и Геннадия Тимченко, а также отдельную признательность выражаем МАУК Белоярского района «Этнокультурный центр», а именно Федотовой Елене Терентьевне и Кабаковой Марине Викторовне. Яныг, яныг пумащипа. 

#медвежьиигрища #культурнаямозаикаурфо #kulturmosaic

Новости музея

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

Море впечатлений от участия в фестивале!!!

Краткий отчет о праздновании Дня прилета Вороны 2 апреля 2017 года

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.