Главная » Методические разработки » Сюжетно-ролевая игра "Сватовство княжны"

Сюжетно-ролевая игра "Сватовство княжны"


Тема игры: Сватовство княжны

Тип игры: историческая

Цель игры: создание условий для тренинга коммуникативных способностей, получения опыта достижения поставленных целей, стимулирование интереса к изучению истории и культуры.

Количество сессий: 1

Возраст участников: 14-25 лет

Количество персонажей: 43

Количество мастеров: 2

Сюжет:

На сибирской земле существуют два рода Тухлан ёх (орлана белохвостого) и   Нёп ёх (род лося), два князя Игорь и Виктор. В каждом племени есть взрослые – мастера, которые следят за происходящими событиями, соблюдают правила игры, участвуют сами. В начале игры каждому выдается одна жизнь: повязки на голову – роду Пор – красные, роду Мось – желтые.

Племена живут на своих угодьях (границы угодий отмечены, на каждой территории стоит чум).

Князь Игорь собирается посвататься к одной из сестер Виктора, родители Игоря настаивают на конкретной княжне, той, которая продемонстрирует лучшие качества хозяйки (танец, косы, мастерство), но у князя Игоря на этот счет свое мнение. Князь Виктор не желает отдавать ни одну из своих сестер за Игоря, но, не смотря на это, принимает соседей и предлагает сразиться в поединке (стрельба из лука, игра кусы, перетягивание веревки, бег с палкой, борьба). Дружина князя Игоря крадет одну из невест, но дружина Виктора возвращает сестру. Князь Виктор решается на междоусобную войну.

Каждая дружина выбирает место и время боя. Команды готовятся к сражению: вырабатывают тактику, военные хитрости. Воин без жизни (сорванная повязка с головы) не может дальше участвовать в сражении, но ему может подарить жизнь, если пожелает, лекарь. Старец, видя некоторые нарушения игры, может временно остановить игру свистком. В это время мастера объясняются со своим командами. Также по свистку старца бой продолжается.

В определенное время игра останавливается. Подсчитываются повязки на головах, чьих больше осталось, то войско и выигрывает. Либо игра останавливается, если в одной из команд не осталось воинов.

 

Игровые роли:

  1. Князь Игорь из рода Тухлан ёх.
    После смерти отца занял место главного в племени Пор. Справедливый, сильный, ловкий ,мудрый . Принимает ответственность за все свои действия.  Желает жениться на сестре Най князя Виктора из соседнего племени.
    Цель: Обеспечить спокойное существование своего рода.
  2.  Вождь Тухлан ёх Хатань Вурт
    Умен, силен, предан, всегда спокоен и собран.
    Цель: Слушать своего князя, защищать его, командовать своей дружиной.
  3. Анга (мать) Князя Игоря
    Не так давно стала вдовой. Воспитывает одного сына и восемь дочерей. Во всем слушает сына. Мечтает женить его на княжне Анне из рода Мось. Поддерживает огонь в чуме.
    Цель: Засватать сына за княжну Анну
  4. Сяси (бабушка)
    Хорошая мастерица, охотница, властная.
    Цель: Засватать Князя Игоря за княжну Анну из рода Мось.
  5. Богатырь Тухлан ёх Быстрее северного ветра, быстрее западного ветра
    Цель: мечтает стать хорошим воином и прославиться.
  6. Богатырь Тухлан ёх Асыка
    Самый добрый и чуткий богатырь. Сын шамана.
    Цель: Помогать вождю в выработке тактики боя.
  7. Богатырь Тухлан ёх Петерь
    Отважный, быстрый, прекрасно владеет мечом, красив, но главное в его жизни – преданность князю Игорю.
    Цель: Сговорить дружинников и выкрасть сестру князя Виктора во время сватовства.
  8. Богатырь Тухлан ёх В сторону солнца смотрящий
    Очень аккуратно и осторожно относятся к природе своих поступков, его поступки обладают силой. Не по годам умен.
    Цель: тщательно готовится к битвам многочисленными тренировками. 
  9. Богатырь Тухлан ёх Керкор-ики
    Скрытный, никто не знает его личной истории. Новобранец. Пришел в дружину вслед за старшим братом Вор Пупы.
    Цель: Подчиняется вождю.
  10. Богатырь Тухлан ёх Вор-Пупы
    Свободен, текуч и непредсказуем. Делает выбор только один раз.
    Цель: Помочь богатырю Петерь в его намерениях.
  11. Богатырь Тухлан ёх Вищ-отыр
    Обладает хорошими навыками боя на близкой дистанции. Новобранец.
    Цель: Подчиняться вождю.
  12. Богатырь Тухлан ёх Аут-Отыр
    Обладает хорошими навыками боя на близкой дистанции, за что и был принят в дружину. Новобранец.
    Цель: Подчиняться вождю.
  13. Княжна Хатл-ими
    Сестра Князя Игоря. Взбалмошная. Любит посмеяться. Обучается военным навыкам. Не любит сестер Князя Виктора.
    Цель: Наговаривает на сестер Мось брату.
  14. Княжна Настя.
    Сестра Князя Игоря. Спокойная, трудолюбивая, хозяйственная. Помогает матери воспитывать младших сестер. Учит их мастерству выделки шкур, шить акань, играть с ними в свободное время.  Влюблена в богатыря Объезжающего Мир человека. Скрывает свои чувства от брата.
    Цель: Найти выход, определиться в жизни.
  15. Княжна Татья.
    Сестра Князя Игоря. Вместе с бабушкой ходит на охоту. Умеет ставить ловушки на зверей, дичь. Ловит рыбу. Хорошо стреляет из лука. Любит и уважает своего брата.
    Цель: Помогает готовить доспехи своему брату и его дружине.
  16. Княжна Ростом Восемь Соболей
    Сестра Князя Игоря. Прекрасно владеет боевым оружием, военной техникой. Хороший следопыт. Влюблена в вождя Мось.
    Цель: Женить на себе Вождя Мось.
  17. Княжна Ай-Васнэ.
    Сестра Князя Игоря
  18.  Княжна Голубичка
    Самая младшая сестра Князя Игоря. Любит мастерить.
    Цель: Сшить косы брату.
  19. Княжна Бусинка
    Сестра Князя Игоря.
    Цель: Готовится к встрече брата с невестой.
  20. Княжна Нёхс
    Сестра Князя Игоря. Любит наряжаться.
    Цель: меняет наряды несколько раз в день.
  21. Княжна Танья
    Сестра Князя Игоря.
    Цель: Готовит калым для невесты брату.
  22. Князь Виктор из фратарии Мось.
    Занимает главенствующее место в племени Мось. Женат. Умен, честен и справедлив. Его отец давно умер. Причина смерти подлинно не известна. Но ходят слухи, что к смерти причастен отец князя Игоря, который решил свататься к сестре Виктора. Виктор не желает видеть Игоря у себя в зятьях, но делает это деликатно (принимает у себя, выслушивает сватов, предлагает поединок между ними и их воинами).
    Цель: Вызвать князя Игоря и его дружину на бой, не для этого нужна веская причина.
  23. Вождь Нёп ёх Вошанг-Верт-Ики.
    Волевой, целеустремленный, ни перед кем не отпускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Безупречен в поступках и чувствах. Самоуверен. Отлично владеет боевыми искусствами. Учит новобранцев военной технике. Не женат, не влюблен.
    Цель: Ни минуты покоя: час военной техники, час лекции о настоящих воинах, час на военную тактику.
  24. Анга Князя Виктора
    Рано осталась вдовой. Муж не вернулся с боя. Поддерживает огонь в доме.
    Цель: убедить Виктора в том, что отец князя Игоря не виноват в смерти его отца, и что он должен принять Игоря достойно и породниться с ним.
  25. Анга анги
    Хорошая мастерица, охотница. Не вмешивается в дела семьи. Занимается младшими внучками.
    Цель: передает мастерство своим младшим внучкам.
  26. Богатырь Нёп ёх Держащий лук в руке
    Безупречный охотник, который охотиться на силу; он не опьянен и не безумен, у него нет ни времени, ни желания добиваться чего-то обманом, лгать самому себе или совершать неверные действия.
    Цель: Захват в плен сестер князя Игоря во время сватовства.
  27. Богатырь Нёп ёх Якша
    Действует так, словно знает в точности, что делает, тогда как в действительности не знает ничего. Безупречен, доверяет своей личной силе, независимо от того, мала она или огромна
    Цель: Подчиниться воле Богатыря Ефима.
  28. Богатырь Нёп ёх Ям ики
    Для него быть воином - это не значит просто желать им быть. Это бесконечная битва, которая будет длиться до последнего момента.
    Цель: Изготовить меч.
  29. Богатырь Нёп ёх Теборет.
    Постоянно совершенствует свое владение разными видами оружия, чтобы вы могли с лёгкостью переключаться на другой тип оружия, если это оружие будет лучше его. Носите с собой оружие разных типов (мечи, проникатели, лук, копья), время от времени используйте их, чтобы повысить навыки владения ими. Влюблен в сестру Князя Виктора Брусничку. Готовит калым, чтобы стать мужем Бруснички.
    Цель: Подчиняться вождю.
  30. Богатырь Нёп ёх Упрямец Пяти Зим
    Самый молодой богатырь, в походы его пока не берут. Во всем подражает вождю Мось.
    Цель: Подчиняться вождю.
  31. Богатырь Нёп ёх Объезжающий мир человек
    Всегда  дисциплинирован, точ­ен, исполнителен, выдерж­ан, быстр в исполнении всех рас­поряжений вождя. Влюблен в сестру Настю князя Игоря, но боится признаться об этом самому князю, так как не из княжеского рода сам. Тайно встречается с Настей. Мечтает на ней жениться.
    Цель: следовать указам вождя.
  32. Княжна Наста
    Сестра Князя Виктора. Прекрасно владеет боевым искусством.
    Цель: Всюду рядом со старшим братом.
  33. Княжна Най
    Сестра Князя Виктора, невеста. Влюблена в Игоря, знает, что он придет свататься именно к ней, подговаривает мать, чтобы та посодействовала в выборе родителей Игоря её.
    Цель: подготовиться к сватовству.
  34. Княжна Йинг-хон
    Сестра Князя Виктор. Прекрасно владеет боевым искусством.
    Цель: Всюду рядом со старшим братом.
  35. Княжна Анна
    Сестра Князя Виктора, невеста.
    Цель: подготовиться к сватовству.
  36. Княжна Пат
    Сестра Князя Виктора. Хорошая мастерица. Обшивает своих сестер и брата. Не разговорчивая.
    Цель: Подготовить сестер к сватовству.
  37. Княжна Овра
    Сестра Князя Виктора.
    Цель: Подготовить сестер к сватовству.
  38. Княжна Ай-Дарка
    Сестра Князя Виктора, одна из невест.
    Цель: подготовиться к сватовству.
  39. Княжна Ас харам нэ эвие
    Младшая сестра Князя Виктора.
    Цель: научиться шить намт.
  40. Княжна Брусничка.
    Сестра Князя Игоря. Хорошая мастерица, хозяйка. Без дела не сидит: обшивает сестер и брата. Влюблена в богатыря Теборет. Матери и брату выбор Бруснички нравится. Готовится к свадьбе.
    Цель: Шьет тучан для свадьбы.
  41. Княжна Ям эви
    Сестра Князя Виктора.
    Цель: Подготовить сестер к сватовству.
  42. Лекарь
    Цель: дарит жизнь убитому на свое усмотрение.
  43. Старец.
    Цель: Видя нарушения игры, временно останавливает игру свистком.

 

Правила игры:

  1. Слушать мастера; 
  2. Следовать целям игровых ролей;
  3. Не применять физическую силу и непристойные фразы;
  4. Помнить, что это всего лишь игра.

Реквизит: Чум (2), повязки на головы (желтые и красные), свисток для старца, хантыйские наряды с косами, воинские доспехи, оружие – деревянные мечи, проникатели, луки, копья.

Судейство: Судьями являются Лекарь и Старец

Руководство мастера:


1. Никогда не отменяйте решения другого Мастера. Не важно, насколько он ошибся, не следует прерывать игру.

2. Игроки должны быть настолько свободны в своих действиях, насколько это возможно. Мастер имеет право помешать игроку только тогда, когда действия того могут повредить большому количеству других игроков (в этом случае вы можете позволить не пресекать действия игрока, но максимально затруднить их и дать возможность противодействия другим игрокам).

3. Никогда не давайте игроку абсолютную власть над другими

4. Не позволяйте игрокам выстраиваться в очередь к мастеру. Если игроки ждут своей очереди, чтобы поговорить с вами, вы становитесь узким местом, тормозящим игру. Возьмите в помощники другого Мастера или просто не напрягайтесь по этому поводу - в конце концов, вы Мастер, а не игрок.

5. Не решайте за игроков..

6. Не помогайте игроку без его просьбы

7. Каждый игрок - герой истории. Не должно быть "основных персонажей" и "вспомогательных персонажей". Каждый является звездой. Чтобы быть важным персонажем,

8. Будьте гибки. Игроки часто придумывают вещи, которые вы никогда не могли бы себе представить. Когда это случается, не запрещайте, а постарайтесь дать совет. Но предварительно обдумайте все последствия. Когда игрок приходит к вам с очередной блестящей идеей, полезно бывает объяснить ему, почему этого нельзя сделать именно сейчас. Между тем, как игрок отойдет, и его возвращением, обдумайте проблему, проконсультируйтесь с другими Мастерами.

9. Будьте доступны. Нет ничего хуже, нуждаться в Мастере и не иметь возможности найти его. Наиболее общий совет таков: если в соседней комнате происходит нечто действительно важное и вы обязательно должны увидеть происходящее, оставьте вместо себя другого Мастера или, по крайней мере, оставайтесь в пределах видимости игроков, которые могут вас разыскивать.

 

 

Новости музея

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

В 2017 году акция "Ночь в музее" перекочевала в п. Верхнеказымский

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.