Главная » Методические разработки » Сценарий внеклассного занятия "Национальные игры и игрушки"

Сценарий внеклассного занятия "Национальные игры и игрушки"


Цель: Знакомство с игрой, как элементом культуры народов Севера.

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к культуре народов Севера.
  2. Познакомить с технологией изготовления игрушек народов Севера.
  3. Научить играть   в традиционные игры народов ханты.

Оформление: Выставка национальных игр и игрушек, фотовыставка.

Предварительная работа: Исследовательская работа, сбор полевого материала о национальных играх  и игрушках, подготовка помощников-информантов,  изготовление игрушек.

Ход занятия.

Вступительное слово:

В хантыйской семье у детей были игры, которые они изготавливали сами. Например, у девочек была кукла акань, которую они изготавливали под руководством мам. Для акань брали лоскутки новой ткани.  Акань нельзя было кидать, валять, бить, закапывать. Свою первую акань девочка должна была оставить себе. К  игрушкам в традиционной семье относились очень серьезно. С ними связано много запретов и поверий.

Сегодня мы обратимся в мир национальной игрушки и узнаем, как изготавливаются игрушки, какова история игрушек. Игры народа ханты являются редкими и уникальными. Они развивают мышление, внимание, память, терпение.

Скажите, пожалуйста, есть ли у вас любимые игрушки? Любимые игры? Изготавливаете ли вы игрушки своими руками?

Сегодня мои помощники расскажут вам о своих любимых играх. На стойбище «Нумсанг ёх»  ребята любят играть в эти игры и могут поделиться своими знаниями и умениями.

Слово информанта:

Игра «Щел» - это специальные палочки, которые изготавливаются в количестве от пятнадцати и более. Выстругивают их из сухого дерева. Длина палочек – 15-20 см. Существует несколько различных видов игры в «Щел» в зависимости от возрста играющих.

Например, игра «Щел хот» - «Домик». Маленькие дети  начинают играть с палочками, выкладывая из них домик. Дети постарше играли в другой вариант. Для этого брали дощечку, в центре которой втыкали штырь высотой 50 см. и вокруг штыря складывали из палочек дом.

Дети в возрасте 4-5 лет и старше играют в игру «Торэх» - «Журавль» или «Хутанг» - «Лебедь». Эти игры обучают детей дошкольного возраста счету. Также играют в щёл н ловкость и осторожность.

Слово воспитателя:

У народа ханты есть необычные головоломки. Историю одной из них вам расскажет Денис.

Слово информанта:

Существует легенда о том, как старый охотник загадал загадку  из палочек с кольцами русскому купцу, который приехал менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей за секрет головоломки и с тех пор она называется «Палочка стоимостью пяти лошадей».

Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Слово информанта:

Я расскажу о другой, не менее сложной головоломке. Издревле ханты ведут кочевой образ жизни. Поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, постройки. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. Но в далекие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумвали свои замки. До наших дней они дошли как головоломки «Из шести палочек» - «Хот юхуп юнтупсы» и головоломка «Из девяти палочек» - «Яртьянц юхуп юнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

Слово воспитателя:

Еще один вид развлечения в традиционной семье – это веревочные головоломки.

Слово информанта:

В жизнедеятельности народы Севера постоянно сталкиваются с различными узлами. Было важным уметь завязывать петли при плетении аркана, рыболовных сетей. Отсюда и появились головоломки с хитрыми узлами. 

В веревочные головоломки играют от двух и более игроков. Задача игроков – освободиться от веревки, не развязывая петель.

Слово воспитателя:

Наши девочки уже умеют шить куклу – акань и готовы поделиться с вами своими знаниями.

Слово информанта:

По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее семейное счастье. Как ты относишься к своей кукле, такие же отношения у будущей жены, матери будут в семье. Акань никогда не давали имена членов семьи. Наряды акань шились только из лоскутков акань. Черты лица у кукол не изображались, считалось, что они могут оживить куклу и сделать для человека опасной. Чертами лица наделялись лишь деревянные духи-хранители.

Слово воспитателя:

Кроме практического применения лук и стрела в традиционной культуре имели символическое значение. Лук символизировал силу, принадлежность к мужскому полу. Если мальчик умел самостоятельно сделать лук, тот он считался уже взрослым. Дополни меня по этой игрушке Дима.

Слово информанта:

Любимым занятием мальчиков в хантыйской культуре  была стрельба из лука. Она развивает силу, глазомер, точность. Одно условие – мальчики должны стрелять из своего лука. Пока мальчик мал, лук для него делал отец или старший брат. Но со временем мальчик начинает сам мастерить себе сначала стрелу, а затем лук.

Слово информанта:

Я расскажу вам о ветряных игрушках. Онп сдеоаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребенок развивал  мышцы пальцев, точность движений, аккуратность, терпение.

Принцип игры в "Ларынщуп" (волчок). Игрок ставит волчок на ровную поверхность. Одной рукой он удерживает ее в вертикальном положении, а другой начинает двигать вверх -вниз палочку, привязанную к верхней части стержня. Постепенно волчку придается движение, и он по инерции начинает вращаться: то раскручивая веревочку, то закручивая ее вокруг стержня.

Игрушка «пивналтуп" (жужжалка) очень проста в использовании. На двойную жилу (нить) в центре закрепляется небольшая деревянная палочка, концы жил берутся в руки, несколько раз закручиваются и затем растягиваются в разные стороны. Палочка начинает вращаться и издавать звуки. Считалось, что эти звуки вызывают ветер. Детям не разрешалось баловаться такой игрушкой, но летом, когда гнус одолевал оленей, и ветер являлся в какой-то мере спасением, детская игра приобретала особый смысл.

Слово воспитателя:

Как видите, традиционные игры и игрушки не совсем похожи на те, что мы покупаем в магазине. Как правило, каждая из них развивает в человеке способности. Эти незамысловатые на первые взгляд предметы  играли огромную воспитательную роль в семье. Обратите внимание, что все они изготовлены из простых материалов, которые не приносят никакого вреда.

Сейчас наступает момент, когда мы с вами можем научиться играть этими игрушками. Можно подходить к любой понравившейся игрушке, и ребята научать вас ею играть.
 

Игровой практикум. 

Слово воспитателя:

Сегодня  вы познакомились и научились играть хантыйскими игрушками.

  1. Расскажите, с какими именно игрушками вы познакомились?
  2. Почему нельзя рисовать лицо хантыйской акань?
  3. Что значит «Нусты юнтупсэт»?
  4. Из чего изготавливают хантыйские игрушки?
  5. Какие качества развивает традиционная игра?

Заключительное слово:

Оказывается, даже к играм нельзя относиться легкомысленно. Оказывается игра – вещь очень серьёзная.  Оказывается, чтобы развиваться, нужно играть. Поэтому ребята, разучивайте новые игры, делайте игрушки и с увлечением играйте!

 

 

Новости музея

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

Море впечатлений от участия в фестивале!!!

Краткий отчет о праздновании Дня прилета Вороны 2 апреля 2017 года

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.