Главная » Методические разработки » Зачетная игра "Деревья моего края"

Зачетная игра "Деревья моего края"


Детям раздаются «Зачетные книжки», согласно предложенной карте они посещают станции и зарабатывают баллы. Игрокам, набравшим наибольшее количество баллов, присваиваются звания «Знаток леса» (трех степеней)

1  станция  «Ханты ясанг»

  1. Назови по – хантыйски «ель», «сосну», «березу», «кедр», «лиственницу», «осину»
  2. Назови по – хантыйски предметы быта (на столе лежит набирушка, хинт, кукла, лодка и др.)
  3. Реши кроссворд

Станция «Номсты юнтупсы», станция головоломок и игрушек

  1. Веет лов тын юх -  палочка стоимостью пяти лошадей.
  2. Ларынщуп – юла, вертушка.
  3. Тухлан ларынщуп – (крылатая) летающая вертушка.
  4. Хот юхуп юнтупсы – головоломка из шести палочек («кубик рубик»).
  5. Яртьянц юхуп юнтупсы – головоломка из девяти палочек.
  6. Щуль вус юх пуль – палочка для пуговичной петельки.
  7. «Вухсар» - «Лиса»

станция «Фольклорная» (из фольклора народа ханты)

  1. Какое дерево принадлежит Верхнему миру? (береза)
  2. В давние времена кора березы не отличалась от других деревьев. Почему ее ствол стал таким необыкновенным (согласно легенде)? (Небесная девушка подарила кусочек своего сердца)
  3. Как ты думаешь, должен ли человек быть благодарен березе? Как можно выразить свою благодарность? (да, береза приносит огромную пользу человеку. Из нее делают предметы быта, лекарства, шьют посуду. Человек должен защищать это дерево, не ломать)
  4. Почему сосны разбросаны по всему миру и имеют разные названия? Как называется северная сосна (согласно сказке «Почему у сосен разные имена»)? (Сосны, когда были людьми, вышли замуж и разъехались. Северная сосна называется «Обыкновенная»)
  5. Почему взрослые не советуют разводить костер в кедровнике? ( В корневой системе кедра много пустот, через некоторое время огонь под землей начнет распространяться).
  6. Почему ель называют «поющим» деревом, а черёмуху – «хлебным»? (Из древесины ели делают музыкальные инструменты, а из ягод черемухи делали ханты в древности муку, пекли на рыбьем жиру лепешки)
  7. Говорят, что лиственницу нельзя напрасно рубить – может выступить кровь. Почему? (согласно легендам лиственницы – это погибшие воины, которые спасли наш мир)
  8. Итальянский город Венеция стоит на сваях из лиственницы. За какое качество оно так ценится? (древесина у лиственницы не гниет от сырости, становится крепче)
  9. Как используют в быту черемуху и берёзу? (из прутьев черемухи плетут предметы быта, используют в шитье шкатулок, из                     бересты – шьют посуду, люльки, из древесины – лодки и т.д.)

станция «Орнамент и символика»

  1. Как называются изображенные орнаменты? (солнце, кедровая шишка, ветка березы, ветка сосны, заячьи ушки, глухарь, трясогузка и др.)
  2. Какие орнаменты изображают на берестяных шкатулках, одежде, ритуальных рукавицах, сумочках и т.д.? (Священный орнамент  - «Медведь» изображается на ритуальных вещах – руковицах, шапочках. Орнамент «Шишка» – на женских сумочках, орнамент «Глухарка» - на детских люльках, на берестяных шкатулках изображаются «Солнце», «Чайка», «Крест», «Змея», и  «Дождевой червь» ( на крышках). Геометрические орнаменты «Березовая ветвь», «Заячьи ушки» используются повсеместно (на одежде, на домашней утвари) 
  3. Расскажи о символике орнаментов
    «Медведь» - священный орнамент, указывает на святость вещи
    «Шишка» - символизирует плодородие, женское начало, новую жизнь
    «Крест» - символ жизни
    «Солнце» - символ света, тепла, жизни
    «Глухарь» - оберегает сон

станция «Таежная»

  1. Как посчитать, сколько лет ели? (по ярусам веток + два, три года).
  2. На сколько сантиметров  в год вырастает сосна, кедр, ель? (Сосна – 10-20 см, кедр – 2-5 см, ель – 5 см).
  3. Почему цветы черемухи белого цвета? (В цветках черемухи множество прозрачных бесцветных клеток, разделенных пустыми промежутками, благодаря межклеточному воздуху лепестки отражают свет и поэтому кажутся белыми).
  4. Почему лиственницу так называют? (Потому что это единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвою, как лиственничные деревья).
  5. Какие целебные свойства деревьев вы знаете?

 

 

Новости музея

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

В 2017 году акция "Ночь в музее" перекочевала в п. Верхнеказымский

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.