Главная » Методические разработки » Сценарий внеклассного занятия "Кедр - Нохар юх"

Сценарий внеклассного занятия "Кедр - Нохар юх"


Цель: Восстановление традиционного отношения к растительному миру.

Задачи:

  1. Изучение фольклора, связанного с воспитанием бережного отношения к природе как к  живому организму.
  2. Введение детей в духовную культуру народа ханты, где растения священные образы духов.
  3. Изучение лечебного свойства кедра. 

Оформление:

Изделия из корня кедра, репродукции картин Николая Фомина, цитаты Андрея Тарханова, изображение орнамента «Шишка», наглядное пособие (Элемент ствола кедра, шишка кедровая, хвоя).

Оборудование:

Корень кедра, береста, капроновая нить, иголка.

Предварительная работа:

Исследовательская работа, сбор полевого материала о кедре, изучение творчества поэтов о кедре.

 

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами изучать деревья нашего края. Сегодня мы познакомимся с самым могучим деревом тайги – кедром. И, как всегда, занятие мы начнем со стихотворения Андрея Тарханова «Мои деревья».

Люблю деревья – стан живых.
Мне ветки машут издалека.
Я на вершинах ветровых
Давно читаю знаки рока.
У кедра замедляю шаг.
Он для меня всегда священный.
Его добрейшая душа
Имеет импульс озаренья.
Берёза трепетна, нежна.
Порою- мать, порой – гулена.
Но сколько помню, то она
Глядела на меня влюблено.
Сосна – любимица небес –
Парит над золотым откосом.
Ищу отдохновенья здесь,
И стороной проходят грозы.
Она – как веха бытия,
И в Новый год меня прощает.
Осина – скорбь. И в сентябре
Она костром тоски пылает.
И, прислоняясь к её коре,
Я провожаю птичьи стаи.
Венчает лиственница строй
Моих древес в таежной жизни.
Она – хранительница той,
Моей поэмы родовой
В глуши заснеженной Отчизны.

Слово воспитателя: Ребята, почему Андрей Тарханов назвал свое стихотворение «Мои деревья» и как он их описывает?

(Потому что автор вырос среди этих деревьев и они для него родные, то есть свои, поэтому Тарханов и описывает деревья с трепетом, с нежностью, подмечая характер каждого дерева, будто это его друзья).

Слово воспитателя: Кедр всегда занимал и занимает особое место в жизни хантов. Как вы думаете, почему?

(Он дает ценные орехи, хорошую древесину, корень).

Слово воспитателя: Правильно, ребята. Cогласно мифу о сотворении земли, кедр (нохар юх) показал людям Куль – хозяин Нижнего мира. Воспользовавшись отсутствием Небесного Отца Торума, Куль начал соблазнять людей: - Зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр – высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты. Вернувшись, Нум Торум наказал людей: - Я говорил вам, что не нужно есть, вы не ослушались, теперь оставайтесь на земле

Так люди узнали о кедре и шишке. А сейчас познакомимся с орнаментом «кедровая шишка». Посмотрите внимательно на изображение орнамента.  Ребята, кто знает, что символизирует этот орнамент.

(Орнамент «Шишка» символизирует беременную женщину»).

Слово воспитателя: Правильно. То есть шишка в хантыйской культуре – это символ женского счастья, плодородия, наполненного дома.

А сейчас давайте послушаем стихотворения А. Тарханова «Ночной кедровник» и «Вокруг моих священных кедров».

«Ночной кедровник».

Кедровник темно-сер, как порох,
Свой у него и нрав, и свод.
И всюду шорох, шорох, шорох,
В лаптях из хвои Страх идет.
Для нас, сидящих на поляне
Невдалеке от кедрача,
Мелькнет в ветвях зарницей Тайна,
Как высверк лезвия меча.
Мы замираем в сладкой дрожи,
Явленья этой тайны ждем.
Сейчас на предков мы похожи,
Впервые услыхавши Гром.
А в кедраче живо движенье,
То вспыхнут углями костров.
Мы взгляда отвести не можем
От хороводов тех огней.
Мы чувствуем горячей кожей
Священнодействие ветвей.
Зарница странная с востока
Над кедрачом, светясь прошла.
И встали мы в молчанье строгом,
К покою позвала душа.

***

Вокруг моих священных кедров
Полно и стрел, и черепов.
Здесь укрываемся от ветра
И от раскатистых валов.
Мы спать устроились на гриве,
На безымянном берегу.
Братан уснул.
А я пугливо
Гляжу во тьму,
Видений жду.
Стоит кедрач глухой стеною,
В нем точка света родилась.
И между мной и этой тьмою
Родилась трепетная связь.
И словно токи, звуки леса
Мое признают существо.
Мерцая, мрачная завеса
Вдруг озарилась глубоко.
Шел свет загадочный из глуби.
Я в страхе был – комочек глупый,
Я слышу чей-то разговор.
И…расступился черный бор.
Струился свет ручьем.
С крестами
Семь великанов в белом шли.

Слово воспитателя: Какие чувства вызывает кедровый лес у автора, почему?

(Чувства трепета, восхищения, могущества, таинственности).

Слово воспитателя: О кедре, как и о священной берёзе, существует много легенд, одну из них мы послушаем.

Кедр.

Внучка в лесу живут. Деревьев вокруг много. Все они разные. Кедр стоит. Ветви у него огромные, тяжелые. Хвоинки длинные, мягкие. Шишки большие, смолистые, орешки вкусные в шишках попрятаны. Только дышит дерево тяжело.

Внучка маленькая ещё, мало знает. Бабушка старая, много знает.

- Бабушка, почему ему тяжело?

- Давным-давно это было… - стала рассказывать бабушка. Жили на этой земле только люди и кедры. Кедры росли до самого неба. Хорошо им было. Люди же совсем не росли. Плохо им было. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северных болезней старик зло рассыпал. Люди с холодом сражались. Люди с болезнями сражались. Умирали.

Горько деревьям смотреть на людей. Больно деревьям смотреть на людей. Оставили они свою хорошую жизнь, в сторону Севера пошли. Корни мощные из земли вытащили, на защиту людей встали.

Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный болезней Старик. Убежал с этих мест. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно – Кедр чувствует. Если человеку больно – Кедр чувствует. Вот и тяжело ему.

Слово воспитателя: Ребята, почему кедры чувствуют чужую боль? А вы слышали когда-нибудь дыхание деревьев? Сможете ли почувствовать чужое горе?

Слово воспитателя: А как вы думаете, ребята, кедр можно использовать в народной медицине? Какие вы знаете рецепты?

(При болях в желудке: выварить в рыбьем жире ядрышки кедровых орехов, чайную ложку смеси заливают горячим чаем,  и принимают утром и вечером перед едой; при лечении артрита для наружного применения  делают отвар хвои сибирского кедра или применяют кедровую живицу; при ревматизме  пьют отвар скорлупы орехов сибирского кедра).

Ядра кедрового ореха.

Слово воспитателя: Молодцы, ребята. А сейчас я загадаю вам несколько загадок.

  1. На макушке дерева – заплечный берестяной кузов,
    Весь узорчатый, да весь в орнаментах.
    – Что это?
    - Это кедровая шишка.
    (Мункачи, Канисто, Ромбандеева).
  2. В сундуке с семью замками богатырь растет.
    - Что это?
    - Это орех.
    (Ромбандеева).
  3. На вершине дерева – узорчатый кузовок.
    Юхэл – юхэл – по-ок! Что это такое? (шишка, упавшая с кедра).

Слово воспитателя: А знаете ли вы, что в кедраче охотники запрещают разводить костер. Почему?

( В корневой системе кедра много пустот, через некоторое время огонь под землей начнет распространяться).

Слово воспитателя: Кедр также используют в быту, из корня кедра плетут шкатулки, обшивают  берестяную утварь.

Слово воспитателя: Наше занятие я хотела бы закончить стихотворением Л. Андреева «Срубили кедровник»:

Кедровник начисто срубили,
А были кедры хороши!
Когда рубили,
Говорили,
Что рубят на карандаши.
Сквозь бурелом кустарник мелкий
Топорщит мятые листы.
Ушли испуганные белки,
Умчались с ними колонки.
Дымят встревоженные дали.
Ворчит обугленная гать.
Карандашей-то настрогали,
А что же ими рисовать?

Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь, сколько срубают деревьев, чтобы сделать для вас карандаши?

Что нового вы сегодня узнали о кедре?

Спасибо за внимание!

Использованная литература.

  1. Ерныхова Е. А. Декоративно- прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола – 2000 г. – с.17-18.
  2. Слинкина Т. Д. Загадки мансийские (вогульские). Г. Ханты-Мансийск:ГУИПП «Полиграфист», 2002 г. – с.35-36.
  3. Федотова Е. Т. Деревья нашего края. Г. Ханты-Мансийск, 2005 г. – с.2-6.

 

Новости музея

Краткий отчет о праздновании Дня прилета Вороны 2 апреля 2017 года

Стремимся проводить выходные всей семьей на свежем воздухе!

11 марта 2017 года в этнографическом выставочном зале в с. Казым прошла «78-ая Олимпиада оленеводов».

4 марта 2017 года сотрудники музея выезжали на Кубок Губернатора в г. Ханты-Мансийск

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.