Главная » Методические разработки » Сценарий внеклассного занятия "Береза - Сумт юх"

Сценарий внеклассного занятия "Береза - Сумт юх"

Тема: «Сумт юх» - священное дерево.

Цель: Восстановление традиционного отношения к растительному миру. 

Задачи:

  1. Изучение фольклора, связанного с воспитанием бережного отношения к природе как к живому организму.
  2. Введение детей в духовную культуру народа ханты, где растения священные образы духов.
  3. Изучение лечебного свойства березы.
  4. Возрождение искусства работы с берестой.

Оформление:

Изделия из бересты, рисунки детей, репродукции картин Николая Фомина, цитаты  Андрея Тарханова, наглядное пособие (чага, нарост березовый и др.), демонстраций изделий из бересты.

Оборудование:

Кусочки бересты, заостренные веточки черёмухи; напиток из чаги, настой из берёзовых листьев.

Предварительная работа:

Исследовательская работа, сбор полевого материала о берёзе, изучение творчества поэтов о березе, заготовка бересты, листьев, чаги.

 

Ход занятия

Слово воспитателя: Здравствуйте, ребята! Известный хантыйский поэт Микуль Шульгин посвятил родному краю много стихов. С одного из них я бы хотела начать сегодняшнее занятие. Называется оно «Тайга».

Ветры пахнут сосновой корой.
Каждый ствол, словно солнечный луч.
Световой забавляя игрой,
Кедр касается кроною туч.
Красной девицей в терему
Ветви, косы свои расплетя,
Наклонилась березка к нему,
Что-то ласково шелестя.
Древний лес…Голубая тайга!
И под солнцем, и под дождем
Ты мне, словно бы жизнь дорога:
Ты для хантов – родимый дом.

Слово воспитателя: В этом произведении Микуль Шульгин называет тайгу родимым домом. Как вы думаете, почему?

(Автор вырос среди тайги; ханты издавна жили в лесу, который их кормил, согревал).

Слово воспитателя: Тайга действительно является родимым домом для северного человека. Об этом писали многие поэты. А ещё тайга своей красотой вдохновляла художников. Один из них – Николай Фомин. Он своеобразно увидел образы таежных деревьев. Обратим внимание на репродукции картин. На одной из репродукций Н. Фомин изобразил таежное дерево, которое по хантыйски называется сумт юх. Какое это дерево?

(Берёза).

Слово воспитателя: Именно о берёзе мы сегодня будем говорить. На занятии мы познакомимся с лечебными свойствами берёзы, рассмотрим изделия из бересты, изготовленные мастерами, а также научимся изготавливать берестяную посуду. Это дерево высоко ценили северные люди, воспевали в своих песнях и стихах. Поэт Андрей Тарханов назвал своё стихотворение «Берёзонька». Послушайте его.

Чтение стихотворения А. Тарханова «Берёзонька».

Кружат вьюги синие
Над  моей  березонькой.
Полушалок в инее,
Полушалок тоненький.
В нем тебе, не зябко ли,
Белая красавица
Просят солнца зяблики,
Для тебя стараются.
И уж ветры званые
За Весной отправлены.
Для тебя сияние
Яркое, полярное. 

Слово воспитателя: В своих пейзажах вы, ребята, также часто изображаете берёзу. Обратимся к вашему творчеству. Особенно меня заинтересовало два рисунка – Степы и Юли. Скажите, ребята, почему на ваших берёзах навешаны платочки?

(Берёза – священное дерево, у народов ханты и ненцы существует обряд, при котором на березу завязывают цветные ткани).

Слово воспитателя: Послушайте стихотворение Андрея Тарханова, которое так и называется «Священная берёзка».

Чтение стихотворения А. Тарханова «Священная берёзка».

Луна посетила дорожку,
И посеребрила гранит.
Священная наша березка
Близ озера скромно стоит.
Гостили мы летом в Суоми
Я свой ритуал совершил:
Берёзке-
Свидетели волны –
Три ленты цветных подарил.
Три ленты из красного ситца
Она словно держит в руке.
Она словно в танце кружится
В нарядном хантыйском платке.
Мы в раз поклонились березке,
По солнцу вокруг обойдя,
И долго стояли сторожко,
Обычаи древние чтя.
Мы духов лесных не забыли-
Монетки волна приняла.
Богам мы по чарке налили,
И тотчас запела волна.
И боги глядели степенно,
И нам улыбались слегка.
Берёзку признали священной,
Пригнали огонь костерка.
Глубоких небес притяженье
Коснулось ликующе нас.
То было души вознесенье,
Мы стали богами на час.
Вставало прощальное солнце.
Берёзка поклон приняла.
Неужто навек расстаемся
С тобой, молодая сестра?

Слово воспитателя: Скажите, ребята, о чем хотел сказать автор этого стихотворения?

( Автор говорит о том, что человек, почитающий свою культуру, всегда уважительно относится к священному дереву, даже в чужих краях).

 Слово воспитателя: О священном дереве, о божественном дереве у народа существует много легенд. Одну из них мы сейчас послушаем.                                                         

 

Рассказ «Легенды о небесной девушке».

Давно это было. Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она.

Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки на земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.

Т. Молданова

Слово воспитателя: Согласно легенде в давние времена кора берёзы не отличалась от других деревьев. Почему ствол ее стал таким необыкновенным, белым?

Слово воспитателя: О березе можно услышать во многих священных песнях, легендах, мифах. Берёзу показал людям Торум – Небесный Отец. В мифе о происхождении человека повествуется о том, что Кон-ики (царь/всемогущий) и Тёррас-най (океан) создавали людей. «На земле людей вообще не было. Они две берёзовые ветки сломили, дома положили, потом эти ветки людьми стали».

Ребята, а знаете ли вы легенды, мифы, песни о берёзе?

(В песне Казымской Богини (Касум-ими) поется: «На Казымскую землю когда шла, на реке Вош юхан, где пятиметровый хорей свой оставила, священная берёза выросла: одна часть – берёза, другая – сосна».

В селе Теги Берёзовского района есть легенда, согласно которой однажды заплыли туда воины, «те, кто напускает болезнь». Богатырь Тэк ики побеждает чужеземцев и превращает войско в берёзовую рощу. Та роща стала священной, рубить там нельзя деревья, иначе последует жестокое наказание).

 

Слово воспитателя: В народе говорят, что берёза послана Богом, чтобы помочь людям. И она действительно помогает. Как вы думаете, как берёза помогает людям?

(Используется в быту, в народной медицине: чай из чаги пили при заболеваниях желудка; при зубной боли заворачивали в тряпочку горячую берёзовую золу и клали на больное место; заваривали берёзовую золу и пили для очищения организма; окуривали комнаты чагой в период эпидемии ОРЗ; при профилактике простудных заболеваний пили настой берёзовых почек).

Слово воспитателя: Широко используют в лечебных целях берёзовый нарост (шиват ух) или бересту при ссадинах, гнойных ранах, порезах в виде пластырей. Также используются листья березы в виде настоя при профилактике ОРВИ.

Демонстрация лечебников.

Слово воспитателя: Несмотря на то, что берёза является священным деревом для северных народов, её широко использовали в быту. Какие изделия, изготовленные из бересты, вы знаете?

 (Из темной весенней и осенней бересты изготавливали узорную утварь. Из берёзовой древесины вырезали блюда, ступы, корыта. На березе имеются различные наросты-грибы, каждый из которых имеет свое применение. Твердые наросты – капы используют для изготовления ручек ножей, чашек, ложек. Чага (вэш) применяется во время священных действий, ею окуривают помещение. Березовый гриб (шивт ух) применяли в старину для изготовления детских игрушек. С помощью сухого нароста (лом нут) поддерживали огонь в очаге.

Использовали и высохшую берёзовую древесину (полт). При помощи желтого полта разводили дымокур. Красный полт, растертый в порошок, клали на дно люльки, им же присыпали изнутри кисы. Полт хорошо сохраняет тепло).

Демонстрация берестяных изделий. 

Слово воспитателя: В далеком прошлом у хантов не было металлической посуды, но зато было разнообразие посуды. Сегодня мы познакомимся с самой простой посудой – сюмпал. Эту посуду можно изготовить в течение нескольких минут. Ею пользуются в случаях, когда человек забыл кружку дома и при переходе через ручейки захотел попить воды, он тут же может сделать сюмпал.

Технология изготовление «Сюмпал»: кусочек бересты размером 20х20 кв. см. сворачивают один угол, в двух местах прокалывают и заправляют веточку в эти же отверстия.

Слово воспитателя: Итак, мы изготовили с вами мелкую кружку из экологически чистого продукта. Это говорит о том, что ханты заботились о своем здоровье. А сейчас мы попробуем напиток из берёзовой чаги. Он является целебным и очень вкусным. Пока вы пьете здоровый напиток, я загадаю вам  мансийские загадки о березе.

  1. В таежной глухомани, в укромном местечке стоит красавец с рыжей бородой.
    - А ну-ка, отгадайте! что это?
    - Это берёзовая чага. (Канисто, Мункачи).
  2. В далеком, неведомом темном лесу, в дальнем углу,
     стоит молодец в рыжей суконной малице.
    -А ну-ка, отгадайте, что это?
    - Это берёза со снятой берестой.
    - Когда у березы снимут бересту, кора под ней красно-рыжая. (Мункачи, Канисто, Ромбандеева).
  3. Мою шубу сними, моё платье сними,
    А там у меня вкусное, сочное лакомство есть.
    - Отгадай, что это?
    - Это нежное, сочное лыко березы. (Ромбандеева).

Слово воспитателя:  Сегодня на занятии мы познакомились с удивительными свойствами берёзы. Что нового вы узнали о берёзе?

(Из берёзы изготавливают изделия, применяли при заболеваниях, готовят напитки, почитают).

Слово воспитателя: Как вы думаете, должен ли человек быть благодарен берёзе? Как он выражает свою благодарность?

(Посвящает берёзе стихи, песни, считает её важным, священным деревом, относится бережно).

Заключительное слово воспитателя: Дерево с названием сумт юх занимает особое место в культуре хантыйского народа. В этом мы смогли сегодня убедиться. Но мы коснулись лишь частицы материальной и духовной культуры народа. На самом деле о березе можно говорить очень много. Поэтому, находясь у себя на стойбище, обращайте внимание, что взрослые говорят о берёзе, как обращаются с ней, как называют её.

 

 Использованная литература.

  1. Ерныхова Е. А. Декоративно- прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола – 2000 г. – с.17-18.
  2. Слинкина Т. Д. Загадки мансийские (вогульские). Г. Ханты-Мансийск:ГУИПП «Полиграфист», 2002 г. – с.35-36.
  3. Федотова Е. Т. Деревья нашего края. Г. Ханты-Мансийск, 2005 г. – с.2-6.

 

Новости музея

      Песня коми-ижемцев «Шондыэ маме» «Солнышко – мама" внесена в реестр нематериального культурного наследия ХМАО-Югры

В 2017 году акция "Ночь в музее" перекочевала в п. Верхнеказымский

30 апреля 2017 года праздник хлеба прошел в музее

Проблемы сохранения родных языков обсудили на очередном Совете.

С чего начать?

Началом истории поселка Казым как долговременного поселения может служить строительство культбазы. Казымская культурная база была открыта в ноябре 1931 года. Она «была построена на берегу таёжной речки Амня, в 20 км. от её устья при впадении в р. Казым.

Казымская культбаза - центр культурно-просветительской работы среди коренного населения Севера, преимущественно хантов. Создана по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 г. 

Новые материалы

Авторы проекта - ученики Казымской СОШ Кантеровы Валерия и Вероника, Новикова Ксения, Тарлины Ангелина и Татьяна, Юхлымова Мария

Рукводитель - учитель истории  Шевелева Марина Михайловна 

Авторы проекта: Тарлины Александра и Валентина, Хрушкова Анастасия. Ученицы 7 класса СОШ с. Казым.
Научный руководитель проекта: Шевелева Марина Михайловна. СОШ с. Казым. Учитель истории.